Часть 3. ФЕДЕРАЛИЗМ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Глава 1. Система государственного управления и международная система

 

История человечества показала закономерность, которую можно рассматривать как закон развития общества, которая проявляется в том, что международная система всегда создается по образу и подобию господствующей в мире системы государственного управления.

В нашей статье О кризисе государственной власти рассмотрена объективная историческая закономерность смены в мире систем государственного управления. Эпохе феодализма соответствовала система государственного управления, обеспечивающая управление населением через религиозный культ. Согласно феодальной системе эффективность государственного управления населением страны была тем выше, чем успешнее государство обеспечивало распространение и закрепление религиозного фанатизма среди населения вокруг государственного религиозного культа. Феодальная система государственного управления при навязывании населению религиозного фанатизма придерживалась принципа, что цель оправдывается средства. Казни, пытки и гонения ради распространения и утверждения религиозного фанатизма и основанных на нем понятиях любви и справедливости были разумным и неизбежным средством в рамках феодальной системы государственного управления. Любые религиозные культы как инструменты государственного управления неизбежно порождали ненависть или в лучшем случае высокомерие своих религиозных фанатиков по отношению к инакомыслящим, не верным, неправоверным и т.п. В эпоху феодализма наиболее успешно и эффективно в государственном управлении проявило себя христианство. Но, несмотря на это, даже в период расцвета своего владычества христианство не смогло объединить все государства, хотя и получило наиболее широкое распространение в мире.

Культивирование государством религиозного фанатизма несовместимо с культивированием научной деятельности, как основы инновационной экономики. По мере роста в мире образованности населения и развития научной деятельности ценность религиозного фанатизма, как инструмента государственного управления, начала себя утрачивать. В современном мире религиозный фанатизм представляет угрозу для государственной безопасности в той мере, в которой он препятствует развитию научной деятельности или в которой проявляется высокомерие или ненависть религиозных фанатиков к инакомыслию. В прошлом столетии мир увидел трагичные попытки адаптировать феодальную систему государственного управления к изменившимся под давлением научно-технического прогресса условиям. Эти попытки нашли свое выражение в системе государственного управления СССР, когда государством культивировалась фанатичная вера населения в марксизм-ленинизм, а также в Германии, в которой культивировалась фанатичная вера в идеологию фашизма. История показала, что невозможно адаптировать устаревшую систему государственного управления к новым условиям, требующим смены самой системы государственного управления, без трагичных для мирного населения последствий.

В капиталистической системе государственного управления, которая оформляется как модель классической демократии, на смену религиозному фанатизму в качестве инструментов государственного управления пришли три вида государственных управленческих решений. Содержание этих решений определяет негласный административный ресурс, централизованно их контролирующий и определяющий их содержание. Фундамент негласного административного ресурса составляет латентная коррупция и возникшая на её основе «круговая порука». Основной объем латентной коррупции в стране контролируют теневые структуры управления государством, обеспечивая себе тем самым контроль негласного административного ресурса. В модели классической демократии теневые структуры управления государством могут нанять религиозный культ на организацию поддержки своих кандидатур, оформленных под давлением негласного административного ресурса как победители на демократических выборах на должности в органах государственной власти. За выполняемую работу религиозный культ получает поддержку негласного административного ресурса, становясь тем самым над правовым полем соответствующего государства. Основу деятельности теневых структур управления государством в капитализме составляет дилемма заключенного во всех случаях, когда интересы общества и государства не совпадают с личными интересами членов этих структур. Теневые структуры могут проявлять неоднородность в случаях, когда различные их части интенсивно борются между собой за доминирование, т.е. за высшую государственную власть, что в модели классической демократии называется кризисом государственной власти. Под высшей государственной властью в модели классической демократии понимается централизованный контроль негласного административного ресурса в государстве.

Единство теневых структур управления государством в модели классической демократии имеет место в случаях, когда эта модель в пределах своих ограниченных возможностей, которые уже не отвечают современным требованиям, работает наиболее эффективно. Несмотря на различия и особенности модели классической демократии в разных странах внутренняя природа теневых структур управления любым государством является единой, а принципы их работы - унифицированными. По образу и подобию модели классической демократии создана существующая сегодня международная система.

Объективно происходящий сегодня процесс всемирной экономической и политической интеграции и унификации, известный как глобализация, основанный на модели классической демократии в государствах, неизбежно порождает борьбу теневых структур различных государств за мировое господство. Данное мировое господство при таких условиях будет возможно только по подобию господства теневых структур управления государством модели классической демократии в своей стране. Основу борьбы за мировое господство здесь также составляет дилемма заключенного во всех случаях, когда личные интересы членов борющихся теневых структур не совпадают с интересами большинства населения мира. Именно такое в международном масштабе проявление дилеммы заключенного и является главной непосредственной причиной мирового финансового кризиса и резкого ухудшения экологии всей планеты. Без устранения теневых структур из государственного управления выход из мирового финансового кризиса невозможен, а планете грозит глобальная экологическая катастрофа, вызванная деятельностью человека. Это можно назвать кризисом системы государственного управления, известной как капитализм. Выхода из этого кризиса в рамках концепции модели классической демократии не существует.

Как показывает история, на смену одной системе государственного управления, которая охватывает большинство стран мира, приходит другая система государственного управления, которая также охватывает большинство стран мира. На базе господствующей системы государственного управления выстраивается международная система, обеспечивающая согласованные действия большинства государств для достижения единых целей, запрограммированных господствующей системой государственного управления. Например, принятие календаря было обеспечено в свое время международной системой, основанной на господствующей тогда в мире системе государственного управления - христианстве. За точку отсчета времени в этом календаре была взята дата Рождества Христова, что повысило эффективность государственного управления во всех странах, утвердивших этот календарь.

Мы исходим из того, что нами предлагается принципиально новая система государственного управления на которой должна быть построена международная система. Возможно, что в наши дни наступил очередной исторический момент необходимости смены системы государственного управления в большинстве стран мира и как неизбежное последствие этой смены вся международная система должна фундаментальным образом измениться.

Глава 2. Российский Федерализм

Вопросы Российского Федерализма сегодня регламентируются Главой 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ. Рассмотрим только те основные положения предлагаемой нами концепции Российского Федерализма, которые отличаются от концепции, содержащейся в ныне действующей Конституции РФ и принятых на её основе нормативных правовых актах.

Целью Федерализма является организация деятельности всех субъектов Российской Федерации таким образом, чтобы наиболее эффективно достигались цели государственного управления (правового регулирования) и обеспечивались принципы государственного управления в России.

В Российской Федерации государство обязано защищать традиции проживающих на её территории народов, осознающих себя самостоятельными этническими общностями, при условии, что эти традиции не препятствуют достижению целей и соблюдению принципов государственного управления в России.

Традиция - (от лат. traditio - передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени в определенных обществах и социальных группах, осознающих себя самостоятельными этническими общностями. Традиции создают отличия между различными этническими общностями и характеризуют индивидуальность каждой этнической общности. В качестве традиции могут выступать определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, обычаи и обряды. Например, к традиции могут быть отнесены обряды какого-либо религиозного объединения. Если эти обряды не создают препятствий для достижения целей и соблюдения принципов государственного управления, как это имеет место в случае совершения, например, обрядов в православных храмах, на многих славянских языческих капищах или в мечетях, то соответствующая традиция находится под защитой государства. Создание препятствий для законной деятельности по проведению таких обрядов в зависимости от наступивших последствий влечет уголовную (вандализм, причинение вреда жизни и здоровью) или административную ответственность. В истории народов, как этнических общностей, когда-то существовала традиция, предусматривающая кровную месть как норму поведения. Существование кровной мести противоречит целям и принципам государственного управления, и поэтому эта традиция подлежит запрету государством под угрозой уголовного наказания.

В России создается единый перечень народов Российской Федерации и их традиций, которые подлежат государственной защите. Информация в этот перечень включается по мере необходимости в установленном порядке. В Российской Федерации наряду с правами человека и гражданина должны равным образом защищаться права проживающих на её территории народов, т.е. традиции. В Российской Федерации защищаются традиции, но при этом они никому насильно не должны навязываться, также как нельзя сегодня кому-либо навязать реализацию принадлежащего ему права.

Разделение предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами должно рассматриваться через призму полномочий по принятию трех видов государственных управленческих решений. Целью разделения предметов ведения является достижение целей и обеспечение принципов государственного управления в Российской Федерации. Разделение предметов ведения касается только государственных управленческих решений оформленных нормативными правовыми актами и государственных управленческих решений на основании которых принимаются нормативные правовые акты. Поясним сказанное несколькими произвольно выбранными примерами.

Гражданское законодательство, как и сегодня, должно относиться к ведению Российской Федерации, т.к. это обеспечит единство экономического пространства на территории всей страны и, соответственно, повышение экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Если допустить обратное, то будет возможна различная регламентация в разных субъектах, например, договора купли-продажи, что создаст юристам не вызванный необходимостью дополнительный объем работы. Это в свою очередь неизбежно снизит эффективность деятельности хозяйствующих субъектов, а, значит, негативно скажется на экономике страны.

Законодательство об охране окружающей среды должно относиться к совместному ведению. Это значит, что субъекты Российской Федерации вправе устанавливать более высокие требования к охране окружающей природной среды, чем это установлено федеральным законодательством. Законодательство об административных правонарушениях должно относиться к совместному ведению. Это значит, что субъекты Российской Федерации вправе:

- устанавливать административную ответственность за деяния, не предусмотренные в Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, в том числе, за нарушение норм федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации;

- устанавливать более строгие административные наказания за административные правонарушения, чем это предусмотрено в соответствующих статьях Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Других полномочий в рамках совместного ведения в сферах охраны окружающей среды и законодательства об административных правонарушениях у субъектов Российской Федерации быть не должно. Совместное ведение подразумевает только то, что субъект Российской Федерации вправе установить в соответствующей сфере государственного управления более жесткие требования, чем это предусмотрено федеральным законодательством. Финансовое обеспечение субъектами Российской Федерации своих полномочий по предметам совместного ведения регламентируется нормами бюджетного законодательства.

Во всех остальных вопросах принципиальных различий между существующей сегодня концепцией Российского Федерализма и предлагаемой нами Концепцией нет.

Глава 3. Глобализация

Целью данной статьи является объяснение наиболее просто и сжато только сути предлагаемой Концепции Глобализации. Международная система создается по образу и подобию предлагаемой нами Концепции государственного управления. Международная система должна обеспечить организацию деятельности всех государств мира таким образом, чтобы наиболее эффективно достигались цели существования международной системы и обеспечивались её принципы. Международная система обязана обеспечивать эффекты общественного блага и собственных интересов и предупреждать и пресекать проявление дилеммы заключенного в международных и во внутригосударственных отношениях. Функционирование международной системы основано на трех видах международных управленческих решений, персональную ответственность за качество каждого из которых несут должностные лица международного органа, их лично разрабатывающие и принимающие. Это:

1) международные управленческие решения, оформленные в форме нормативного правового акта (Конвенции и иные решения нормативного характера);

2) международные управленческие решения, оформленные в форме ненормативного правового акта, действия (бездействия), принятые в соответствии с нормативными правовыми актами;

3) международные управленческие решения, оформленные в форме ненормативного правового акта, во исполнение которых принимаются решения первого вида.

Международные управленческие решения вступают в силу после их одобрения уполномоченными должностными лицами государств или соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным правом, и официального опубликования. Наибольшую значимость представляют из себя международные управленческие решения, оформленные нормативными правовыми актами, т.к. они имеют наибольший масштаб действия.

Предлагаемая нами Концепция Глобализации в качестве основы имеет три вида решений, как и Концепция государственного управления в отдельно взятой стране. С учетом значимости трех видов международных управленческих решений Глобализация проходит через унификацию всего мирового правового поля или унификацию нормативно-правового регулирования во всем мире и во всех государствах. Кадровая политика в международных органах определяется также через единые для всех правила карьерного роста с учетом норм представительства от государств.

Порожденная моделью классической демократии Концепция Глобализации в качестве основы имеет стремление к централизованной общемировой концентрации капитала в руках теневых структур. Эти теневые структуры в современных условиях набирают своё влияние в рамках существующей сегодня Концепции Глобализации через дилемму заключенного, что противопоставляет их интересам большинства человечества. Другого пути роста влияния в современных условиях у теневых структур нет. Возможности существования теневых структур и приобретения ими влияния через дилемму заключенного обеспечиваются дестабилизирующими факторами в нормативных правовых актах, которые составляют сущность модели классической демократии. В этом основное отличие предлагаемой нами Концепции Глобализации от существующей сегодня Концепции, основанной на модели классической демократии. Целью существования капитализма на практике является стремление узкого круга лиц (теневых структур) к увеличению своего капитала и через контроль капитала к увеличению своей личной власти в мире. Данная цель капитализма не совместима с предлагаемыми нами Концепциями государственного управления и Глобализации, которые имеют фундаментально другие ценности в качестве целей существования.

В современном мире государства способны выработать единый перечень целей существования международной системы и её принципы. Предлагаемая нами международная система будет неспособна работать с государствами, управление которыми осуществляется по модели классической демократии или по феодальной системе государственного управления (любой системе государственного управления основанной на культивировании фанатизма населения вокруг какой-либо религиозной (нерелигиозной) концепции или культа личности). Описываемая нами международная система будет способна выполнять свои функции только в отношении государств, управление которыми будет осуществляться по предлагаемой нами Концепции государственного управления.

Необходимость создания централизованной международной системы вызвана исторической необходимостью. Без эффективной централизованно организованной международной системы невозможно надлежащим образом решать в мировом масштабе вопросы экологии, выхода из мирового финансового кризиса, который является заслугой теневых структур, стремящихся к мировому господству через концентрацию в своих руках капитала, и значительный ряд других вопросов связанных с жизнью и благополучием человека. Разрешение всех этих вопросов происходит в процессе достижения целей существования международной системы. Рассмотрим в самых общих чертах на произвольно выбранных примерах то, как должна работать международная система по достижению поставленных перед ней целей.

Например, международная система обязана обеспечить экологическое благополучие человека и всего человечества. В современных условиях без эффективной защиты в общемировом масштабе права каждого на благоприятную окружающую среду мир может оказаться в экологической катастрофе, неизбежно влекущей массовые человеческие жертвы, выражающиеся в причинении вреда жизни, здоровью и имуществу неограниченного круга лиц. Понятие благоприятной окружающей среды должно быть четко определено в международном нормативном правовом акте, т.к. невозможно эффективно обеспечить достижение непонятно сформулированной цели. Государства обязаны обеспечить экологическое благополучие своих граждан исходя из понятия, данного в международном нормативном правовом акте. Эффективность обеспечения каждым государством экологического благополучия своих граждан зависит от качества трех видов государственных управленческих решений по этому вопросу, ответственность за каждое из которых несут должностные лица соответствующего государства, их лично разработавшие и принявшие.

На практике может получиться, что разные государства примут разные по содержанию государственные управленческие решения, которые с разной степенью эффективности обеспечат экологическое благополучие своих граждан. Международная система обязана создать единую информационную базу на всех языках, по которой заинтересованные лица смогут сравнить качество государственных управленческих решений во всех странах по вопросу обеспечения экологического благополучия граждан. Предполагается, что разумно будет унифицировано использовать самые эффективные государственные управленческие решения по экологическому благополучию, оформленные нормативными правовыми актами, во всех странах, где традиционно сложившийся менталитет населения это позволяет.

По аналогии с правозащитником создается институт международного правозащитника со следующими особенностями. Международный правозащитник имеет полномочия работать только по делам, в которых из-за невыполнения своих международных обязательств государством-правонарушителем причиняется ущерб интересам государства, резидентом которого является международный правозащитник. Например, нарушение прав граждан своего государства на экологическое благополучие может привести к нарушению аналогичных прав граждан государства, резидентом которого является международный правозащитник. Это может быть спрос промышленных отходов в реку, протекающую по территории нескольких государств, в результате чего нарушаются права граждан государства-правонарушителя, не принявшего достаточных мер для предотвращения сброса, и нарушаются права граждан соседнего государства, находящегося ниже по течению реки.

Во всех случаях, когда работает международный правозащитник:

1) должен быть установлен документально факт причинение ущерба интересам государства, резидентом которого является международный правозащитник;

2) должен быть установлен документально факт нарушения международных обязательств государством, в отношении должностных лиц которого инициируется международным правозащитником процедура установления фактов профессиональной некомпетентности;

3) должна быть непосредственная причинно следственная связь между международным правонарушением и причинением ущерба интересам государства, резидентом которого является международный правозащитник.

Каждый случай невыполнения международных обязательств государством сводится к дефектам в качестве трех видов государственных управленческих решений, ответственность за которые несут должностные лица государственных органов, их лично разработавшие и принявшие. Также существуют должностные лица государственных органов, которые обязаны устранить общественно вредные последствия дефектов государственных управленческих решений. Международные санкции направляются непосредственно на должностных лиц государственных органов, допустивших в рамках своих полномочий нарушение государством международных обязательств и не устранение общественно вредных последствий правонарушения, а не абстрактно по отношению к государству-правонарушителю в целом.

Международный правозащитник непосредственно работает по установленным процедурам также как и правозащитник:

1) по установлению фактов профессиональной некомпетентности в отношении виновных должностных лиц государственных органов государства-правонарушителя;

2) через требования устранить допущенное правонарушение и его последствия, направляемые уполномоченным должностным лицам государственных органов государства-правонарушителя;

3) иными способами, определенными нормативными правовыми актами.

Действия государства – это всегда действия конкретных должностных лиц государственных органов (чиновников), и именно с этими физическими лицами работает международный правозащитник, также как и органы международной системы.

Устранение нарушения международных обязательств государством подразумевает:

1) Устранение дефектов государственных управленческих решений, эти нарушения вызвавших;

2) Привлечение должностных лиц государственных органов, виновных в наличии этих дефектов, к ответственности;

3) Исполнение обязанности уполномоченных должностных лиц государственных органов по устранению общественно вредных последствий, в том числе принятие необходимых и достаточных мер для предупреждения аналогичных правонарушений в будущем. К числу таких мер относится государственная кадровая политика, оформленная нормативными правовыми актами. Например, в результате непрофессиональных действий работника, в том числе руководителя, социально важного объекта был причинен значительный ущерб экологии. За проявлением непрофессионализма этого работника должна следовать ответственность в соответствии с государственными управленческими решениями, оформленными нормативными правовыми актами. Это могут быть дисциплинарные взыскания: спуск по карьерной лестнице вниз в соответствии с установленными Правилами, увольнение. Это может быть административная или уголовная ответственность в зависимости от обстоятельств дела. Поскольку причинение ущерба экологии действиями социально важного объекта подпадает под страховой случай, то разрешается вопрос страховой выплаты и размера гражданской ответственности социально важного объекта за причиненный ущерб в части, не покрытой страховой выплатой. Последний вопрос также разрешается в соответствии с государственными управленческими решениями, оформленными нормативными правовыми актами, государства-правонарушителя.

Если дефектов в государственных управленческих решениях государства-правонарушителя не обнаружено, то налицо событие, обладающее признаками вероятности и случайности его наступления. В этом случае государство не может рассматриваться как правонарушитель, и в установлении фактов профессиональной некомпетентности государственных служащих этого государства должно быть отказано. Такие дела относятся к сфере гражданского права и ответственными за допущенные нарушения могут являться только организации и физические лица как субъекты гражданского права, если в деяниях соответствующих лиц не содержится состава преступления или административного правонарушения. Следует обратить внимание, что при отсутствии единой информационной базы на всех языках, по которой заинтересованные лица смогут сравнить качество государственных управленческих решений во всех странах по вопросу обеспечения экологического благополучия граждан, определить наличие или отсутствие дефектов в трех видах государственных управленческих решений у государства-правонарушителя будет невозможно.

Экономическое, также как и экологическое благополучие человека в любом государстве в современном мире зависит от централизованного и единообразного обеспечения международной системой использования инноваций. Инновации должны обеспечивать достижение целей существования международной системы. Использование инноваций, которые создают препятствия для эффективного достижения целей существование международной системы, запрещается. Например, инновационные технологии должны как минимум соответствовать международным требованиям к обеспечению благоприятной окружающей среды при их использовании.

У правообладателей инновационных технологий нет права на запрет их использования в мире. По требованию заинтересованного государства правообладатели обязаны предоставить соответствующему социально важному объекту всю необходимую документацию и не чинить препятствий в использовании инновационной технологии. Если существует инновационная технология, которая наилучшим образом обеспечивает достижение целей существования международной системы и целей существования государств, то она должна использоваться во всех случаях, когда в ней возникает необходимость в любой точке мира. В противном случае функционирование международной системы нельзя будет признать эффективным.

Во всех случаях правообладатель имеет право на вознаграждение за использование, принадлежащей ему инновационной технологии. Международная система вырабатывает единую методологию определения размера вознаграждения правообладателя при использовании его инновационной технологии в деятельности социально важного объекта. Размер вознаграждения правообладателя привязывается к размеру вознаграждения работников социально важного объекта. Каждое государство, на социально важных объектах которого используется инновационная технология, обязано посредством трех видов государственных управленческих решений обеспечить своевременную и в полном объеме выплату правообладателю вознаграждения. Работники, включая руководителя, социально важных объектов на основании государственных управленческих решений, оформленных нормативными правовыми актами, несут ответственность, если из-за их деяний (действий, бездействий) право правообладателя на получение вознаграждения было нарушено. В случае, если при использовании инновационной технологии право на вознаграждение правообладателя нарушается, то он вправе прибегнуть к помощи международного правозащитника и международной системы.